07 июля в день Ивана Купала стартовал очередной выезд нашего клуба по маршруту посёлок Зеленогорский — посёлок Центральный.
В пятницу летней июльской жарой нас приветливо встретила загородная база отдыха на берегу Томи — «Зель Диего», освежающий бассейн на территории пришёлся очень кстати с длинной дороги.
От Новосибирска до Зеленогорского чуть больше 300 км по асфальтированной дороге.
Разгрузив квадроциклы решили отправиться на осмотр окресностей, точкой назначения выбрали заброшенную Крапивинскую ГЭС.
Для справки.
Недостроенная гидроэлектростанция на реке Томь в Кемеровской области, у посёлка Зеленогорский Крапивинского района.
Строительство станции, начатое в 1976 году, было остановлено в 1989 году.
Плотина заросла древесно-кустарниковой растительностью. Котлован основных сооружений затоплен.
К моменту приостановки строительства общая готовность строительства оценивалась в 50%. В земляную плотину было намыто 2,5 млн м³ грунта, в основные сооружения уложено 330 тыс. м³ бетона. Была создана необходимая инфраструктура строительства — дороги, производственная база, возведён посёлок гидростроителей Зеленогорский.
Приехали на ГЭС.
Нас встречает обрывок металлического щита с лозунгом в духе Советской эпохи с призывом закончить строительство опережающими темпами.
Монументально, по коже небольшой холодок, когда смотришь с плотины вниз на воду.
Заброшенные технические помещения, затопленные колодцы. Прямо на бетоне в небольшом слое грунта растут молодые берёзки. Неподалёку внизу отдыхающие палаточники беззаботно купаются.
Есть планы по восстановлению и запуску ГЭС, это вдохнёт в посёлок новую жизнь.
Делаем фотографии и двигаемся обратно на базу: завтра предстоит длинный день с ранним подъёмом.
08 июля.
06:00 утра выезжаем на паром, нам предстоит переправить квадроциклы через реку Томь.
На паром входит два квадроцикла или одна багги.
Вся группа переправляется около 40 минут.
Стартуем.
Первая локация по дороге — небольшая речка. Ловим Хариуса. Удалось поймать несколько рыбок.
Долго не задерживаемся и двигаем на вторую точку — таёжные избы, место пристанища снегоходчиков и квадроциклистов.
Знакомимся с хозяином изб Александром, он проводит нам экскурсию. Видим пасеку, Александр шутит, что за текущий сезон медведи стащили уже три улья, «Берут свой налог» смеётся хозяин пасеки.
Сами избы довольно аскетичны, но есть всё необходимое: спальные места, баня, беседка, лобное место и парковка для техники.
Обедаем и двигаем дальше.
Такой вот юмор снегоходчиков:)
На улице жарко, но тучи сгущаются. Все участники поездки надеются на освежающий дождь. Нам предстоит преодолеть 70 километров тайги, чтобы попасть в точку назначения — посёлок Центральный. Холмы, сопки, высокие ели, подъёмы, спуски, повороты, броды, речки — наслаждаемся красотой вокруг.
Небольшая остановка, на горизонте возвышается гора, участники поездки рассказывают, как зимой «дубасят» по этой горе на снегоходах, слушаю их рассказы, вытянувшись в полный рост лёжа на квадроцикле. Удалось вздремнуть, дальше в путь. Удивительно, как восстанавливает силы 10-минутный сон.
Вот та самая гора:
Сам маршрут идёт вдоль линии электропередач, едем то под ЛЭП, то объезжаем большие холмы уходя в сторону.
Складывается впечатление, что мы едем по застывшим волнам.
Привал на земляничной поляне.
Обедаем, а на десерт горстями едим спелую землянику.
Остаётся пол пути.
Маршрут становится чуть сложней: броды, глубокие лужи, а крутые горки со скальником преодолеваем по одному квадроциклу, навалившись на вынос радиатора, чтобы перенести вес максимально на переднюю ось.
Выехали на гравийную дорогу, первая мысль — откуда она в такой глуши? Всё становится понятно дальше: по речке, бегущей вдоль дороги ходила драга для добычи золота, она и оставила после себя горы щебня, которым отсыпали дорогу.
Выезжаем к озеру, как кстати, чистейшая, тёплая вода!
Лезем в воду без раздумий, скидывая с себя вэйдерсы, в которых провели весь день.
Наконец, финишная прямая въезжаем в посёлок Центральный: нас встречают развалины домов и зарастающая асфальтированная дорога, но место не выглядит заброшенным.
По пути работающий магазин, телефон-автомат, мост и наше место назначения гостиница «География приключений» — пристанище всех квадроциклистов и снегоходчиков, другого туриста здесь встретить в диковинку.
Очень атмосферное место, снаружи выглядящее как барак, внутри сделано довольно качественно.
Крепкая, мебель из массива дерева, двухъярусные кровати, просторная баня, комната для сушки экипировки — словом всё, что нужно нашему брату для отдыха после проделанного пути.
Ужинаем наивкуснейшим супом и пельменями, за общим столом.
С удивлением узнаю, что вечером нас ждёт просмотр фильма про посёлок на большом экране.
С любопытством слушаю рассказ о местном жителе, который организовал съёмки, параллельно рассматриваю фотографии с местных горнодобывающих шахт, которыми увешан весь перый этаж гостиницы. Тут целый музей Советской эпохи: вымпелы, бюсты вождей, кубки, медали, часы и разная мелочь того времени.
Как рекламщика меня зацепили маркетинговые таблички, которые висели в столовой.
Тут и про скидки и про ограничения — ничего не меняется в сравнении с современностью, разве что шрифты да оттенки цветов, которые в тренде.
Знакомлюсь с местным жителем Сергеем Ивановичем, он помогает в гостинице по хозяйству.
Давно не доводилось общаться с профессионалом своего дела в рабочей специальности.
Сергей Иванович — ходячая энциклопедия горнодобычи, рассказывает с увлечением про подрывные работы на шахте, разработку золотых приисков, нормы выработки.
Никогда бы не подумал, что буду так внимательно слушать рассказ про довольно рутинную работу, не связанную с креативом.
Узнаём, что во времена расцвета количество жителей посёлка доходило до 15 000 человек, был свой аэродром, откуда простые рабочие летали на АН-24, в простонародье «Кукурузник» в Кемерово, чтобы сходить в большой магазин или купить пива. Заработки позволяли.
Сейчас население посёлка, по словам местных чуть меньше 150 человек.
Смотрим фильм.
Впечатляет. Не столько сюжет, сколько преданность малой родине создателей фильма, любовь к месту, откуда они родом.
Чистая документалка, но очень интересная. Видимо, сама атмосфера вокруг будит повышенное любопытство к ленте.
09 июля
08:00 утра
Заправляем квадроциклы в гараже около гостиницы. АЗС в посёлке нет, но гостиница предоставляет такой сервис, если заранее заказать необходимый объём топлива.
Туман, свежо. Выдвигаемся. По пути на озере останавливаемся около таблички «Здесь были ВНЕ ДОРОГ», которую мы приделали годом ранее, хорошо сохранилась.
Тучи сгущаются, надеемся на дождь, все хотят побаловаться в лужах и бродах:)
Небо даёт нам такую возможность, начинается тёплый летний дождь и дорога становится увлекательной, а местами захватывающей.
Доезжаем до полянки с земляникой, сухо, светит солнце. Самое время обедать. На десерт также земляника:) Любуемся цветением Сибирского водосборника, контраст фиолетового и зелёного цветов радует глаз. Здесь нам и хлеб и зрелище.
Двигаем дальше, преодолевая на квадроциклах словно на сёрф-доске гребни застывшей волны крутых холмов Кузнецкого Алатау.
По дороге разулась ZFORCE 1000, спешим на помощь, 15 минут и багги в строю.
Вообще, если ты на маршруте тебя никогда не бросят, приятное ощущение безопасности, которое даёт квадробратство.
Начинается сильный дождь.
Я в кроссовом шлеме с маской.
Всё запотело, протирать не помогает, меняюсь шлемами с пассажиром, у него шлем с визором — как же хорошо всё видно!
Не советую надевать шлем с маской на квадропокатушки.
Исключительно шлем с визором, так как он не запотевает, да и обзор в нём лучше. На мне был шлем GSB без подбородка — приятно обдувает, быстро снимается и обзор лучше.
Время проверить лужу:)
Мы на РМ 800 DUO, с зубастой двадцать восьмой резиной Kenda, с приставками на ступицах.
Лужа глубокая, с крутым выездом из неё, нужно практически выпрыгивать.
Только что перед нами её без проблем преодолела стоковая CFMOTO CFORCE 800 HO, в голове пронеслось «ну мы-то уж точно на лайте проскочим».
Попытка номер один, два, три…десять. Не хватает считанных сантиметров, чтобы выскочить на ровную поверхность. Дело было не в резине:)
Объезжаем лужу, набираемся опыта:)
За нами BRP Outlander 1000 XMR, за рулём молодой парень, со второго раза и со мной на правой подножке выскакивает из лужи под аплодисменты зрителей и вспышки камер смартфонов.
За преодолением луж всегда интересно наблюдать, чем больше грязи — тем забавней.
Вокруг собирается толпа зрителей, все подкалывают, смеются, мотивируют райдера, штурмующего препятствие на его энергичное прохождение. Прикольно, смешно и всегда куча контента. И, конечно, грязи:)
Двигаем дальше, дождь то идёт, то прекращается.
Дорога постепенно становится скользкой, колею преодолевать сложнее, квадроцикл идёт в занос, каждый подъём похож на лотерею. Снижаем скорость.
В рацию слышны подсказки по преодолению сложных участков от руководителя клуба Сергея Русова.
Дождь постепенно переходит в моросящий, туча выливает на нас остатки воды и исчезает.
Лес после дождя наполняется запахами хвои и трав, каждый вдох заполняет лёгкие свежестью, а обоняние передаёт в мозг сигналы к выделению эндорфинов — чертовски приятное чувство.
Мне сухо и тепло — термобелье и вэйдерсы с забродной курткой исправно работают. Единственная задача экипировки — комфорт райдера. Экип с этим справляется.
На мне термобелье All Season от Finntrail и забродный костюм Quad Pro от Dragonfly. В эту поездку тестировал секретную модель ботинок для вэйдерсов от Dragon Fly, в продаже их пока что нет, производитель проводит тесты. Мне всё нравится, как в домике:)
Выезжаем к горной речке, в которой накануне ловили Хариуса.
Апогей всех покатушек ополоснуть, нет — искупать квадроциклы.
Все кружат по воде, стараясь по-максимуму сбить налипшую на квадрики грязь, в глубоких местах квадроцикл погружается выше фар головного света, побольше газу и увереннее рулём и ты уже на берегу. Главное, перед покатушками с водными процедурами проверить в сервисе герметичность вариатора — если наберёте воды, то минут тридцать будете сушить ремень. Квадроцикл просто не будет ехать или будет ехать 2 км/ч, и это без райдера.
Фотографируемся и выдвигаемся на паромную переправу.
Дальше сборы: экипировка сменяется лёгкими кроссовками с костюмом, погрузка квадроциклов на прицепы. Кстати, лайфхак: у вас высокий, двухосный прицеп, но вы забыли сходни, а прицеп у вас не самосвальный, используйте второй самосвальный прицеп для погрузки квадроцикла, но крайне осторожно:)
Дорога в Новосибирск, по пути слушаем истории про покатушки от руководителя клуба Сергея Русова, время пролетает незаметно.
Ждём новых покатушек.
Вступайте в наш клуб.
Покоряйте направления с нами.
Поделиться