Моторная лодка - это второй автомобиль. Она и довезет в необитаемые уголки, куда на машине не добраться, и поможет с берега на берег переправиться, и рыбы наловить на целую компанию. Если вы любите отдыхать на природе, то лодка станет вам незаменимым другом и помощником.
Меня зовут Валентин, я - директор по маркетингу ВНЕ ДОРОГ, а также большой любитель путешествий по воде. Я дам вам несколько советов, как выбрать лодочный мотор исходя из своего личного опыта, ваших возможностей и пожеланий. Если вы новичок и только собираетесь стать морским волком, особенно рекомендую вам прочесть этот материал, чтобы ваши ожидания от путешествий на воде оправдались по полной.
Для тех, кто не хочет читать длинную статью, а сразу получить готовое решение для отдыха на воде, делюсь списком того, что купил себе я:
Лодочный мотор Tohatsu 9.8 л.с.
Лодка ПВХ Таймень 3800 НДНД PRO
Спасжилеты - 2 шт.
Коврик EVA в лодку
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
Моторная лодка состоит из двух комплектующих частей - ПВХ лодка + лодочный мотор. Правильный выбор мотора напрямую влияет на плавность хода лодки, скорость вашего судна, соответствие вашим ожиданиям и транспортировку по суше.
1. МОЩНОСТЬ
Мощность ходовых лодочных моторов для ПВХ-лодок варьируется в пределах от 2 до 18 л.с., именно в таком диапазоне мощности оснащается подавляющее большинство ПВХ-лодок.
Если лодка вам нужна в основном для переправ из пункта А в пункт Б, а скорость не слишком важна, обратите внимание на маломощный мотор до 5 л.с.. Многие дачники, например, переправляются на остров Кудряш (в НСО) по воде туда-обратно на “тройках” и “пятерках”. Такие моторы на ура справляются с вывозом урожая, перевозкой стройматериалов и даже тещиных авосек. Но погонять с ветерком или выйти на глиссер с таким мотором получится разве что одному на короткой и относительно легкой лодке.
Средняя мощность мотора - 8 - 9.9 л.с.. На таких моторах можно и быстро покататься, и порыбачить, и сплавиться по реке, и выйти на глиссер. Глиссер - это когда после старта лодка выходит на особый режим, когда она фактически скользит по водной глади. Классное ощущение - нос поднимается и лодку будто выталкивает на поверхность - такое чувство, что лодка вылазит на поверхность водной глади, скользит как по маслу, фактически парит над водой. Когда лодка груженая под завязку, это не очень заметно, а если едешь один - то за секунду нос вылез, и ты погнал. Поэтому моторы мощностью 8 - 9.9 л.с. - это золотая середина между хозяйственными нуждами и путешествиями в удовольствие.
СОВЕТ: Если мотору чуть-чуть не хватает сил вылезти на глиссер, и вы чувствуете, что вот бы немного ему силенок еще - дайте лодке пинка:)
Выполнять аккуратно, уверенность в навыках управления судном крайне важна!
Наберите ход, затем плавно, но интенсивно сбросьте газ. За лодкой образуется волна, которая подтолкнет лодку - в этот момент выкручивайте газ ближе к максимальным значениям и при помощи волны выходите на глиссер.
Я пользуюсь этой фишкой, когда загрузка лодки не позволяет вылезти из режима водоизмещения со старта, но чувствую, что мотор может:)
Порог в 9.9 л.c. придуман не просто так: все моторы мощностью свыше 10 л.с. требуют регистрации в Государственной инспекции маломерных судов (далее - ГИМС) и наличие судоходных прав. Таким образом, если у вас мотор до 10 л.с., а лодка снаряженная мотором не превышает по весу 200 кг - регистрация не потребуется.
Все, что выше указанных значений, требует регистрации. Для регистрации вам нужно привезти лодку с мотором в ГИМС, где лодке будет присвоен регистрационный номер, который следует нанести на борт судна. Перевозка лодки скорее всего потребует прицепа и установленного фаркопа на автомобиле. Если же везти лодку на регистрацию без прицепа, вам придётся её надуть на месте и снарядить мотором, что не очень удобно.
Поэтому, золотая середина на то и золотая, что дает все прелести судовождения и отдыха на воде без лишних заморочек с регистрацией и получением прав.
2.БРЕНД
Большинство маломерных судов снаряжены японскими моторами брендов TOHATSU, YAMAHA, SUZUKI или MERCURY, либо мотором, произведенным в Китае ( который, скорее всего, будет являться репликой одного из японских). Среди многообразия китайских моторов можно выделить Seanovo и Gladiator. На них распространяется гарантия три года и они неплохо зарекомендовали себя в низком ценовом сегменте.
Лодочные моторы японских брендов, конечно, стоят недешево по сравнению с китайскими, но надежность и безопасность, проверенная временем, стоит того. Хотя и китайские реплики в целом неплохи, однако я рекомендую сразу покупать мотор, который и прослужит вам долго, и точно не подведет в ответственный момент.
Для себя я придерживаюсь принципа - хорошая, но дорогая вещь надолго.
Лодочный мотор - вещь ликвидная. Его всегда можно сдать в трейд-ин и попробовать что-то другое, так как моторы пользуются большим спросом у наших покупателей (это я вам как директор по маркетингу говорю). Поэтому пробуйте, все в ваших руках.
3.ВЕС
Лодочные моторы для ПВХ-лодок весят в среднем от 12 кг до 50 кг. Выбирая мотор, обязательно продумайте, где вы будете его хранить и как доставлять до пирса. Если ваш мотор весит больше 30 кг, то при переноске силами одного человека ваша спина будет готова сказать вам “прощай” уже после первого сезона (если вы, конечно, не профессиональный бодибилдер).
Людям, которые живут в квартирах и не имеют гаража, будет проблематично заносить и выносить слишком тяжелый и громоздкий мотор. Через пару-тройку раз вы вообще не будете рад такому счастью - проверено.
Есть еще один существенный нюанс, о котором я упоминал выше, но хочу еще раз обратить на него внимание. Если ваш мотор вместе с лодкой весит более 200 кг, то вам (как и в случае с моторами мощностью выше 10 л.с.) придется получать права на лодку, регистрировать мотор и лодку в ГИМС, то есть заниматься полноценным оформлением судна.
Хранить мотор для ПВХ-лодки можно на балконе в квартире, разместив его, например, на такой подставке:
Сама ПВХ-лодка вместе с веслами и сидушками помещается в сумку, которая идет с ней в комплекте. Вы без труда разместите сумку на том же балконе, на стеллаже шириной 1,5 метра.
Вес самой ПВХ-лодки, как правило от 25 до 50 кг.
4. ТРАНСПОРТИРОВКА
Лодочные моторы бывают двухтактные и четырехтактные. Четырехтактные нужно перевозить строго вертикально, а двухтактные можно и на бок в багажник положить.
Любой мотор для лодок неудобно переносить руками - так как взяться толком не за что. Он похож на большую, тяжелую гитару. Поэтому вопрос с транспортировкой обычно решается двумя способами.
- Вы можете купить водный прицеп, разместить на нём лодку, прицепить к ней мотор, и хранит его в гараже, не отцепляя от прицепа. Так вам не придется каждый раз таскать его на себе.
- Если ваш мотор - не очень тяжелый, а прицепа у вас нет, можно возить мотор в багажнике. Я делаю именно так. Так как к моей машине нет возможности прицепить фаркоп, я везу свой двухтактный мотор в автомобиле вместе со сдутой ПВХ-лодкой, и собираю весь комплект непосредственно у воды.
Для моторов продаётся специальная сумка, в которой переносить его легко и удобно. Сумка для мотора 5 - 9.9 л.с. как правило, универсальна.
Также хранить и транспортировать мотор удобно на специальной тележке. Есть тележки для хранения и транспортировки, например, такие.
А есть с дополнительными колесами на рукоятке, чтобы было удобно помещать мотор в автомобиль, вот такие.
Как бы вы не поступали, впечатления от покатушек на лодке сразу же нивелируют всю усталость от хлопотной подготовки. А о том, как выбрать саму ПВХ-лодку, как это делал я - расскажу в следующий раз.
Поделиться